Страница обновлена 17.01.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 94" город Ярославль

Страница обновлена 17.01.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 94" город Ярославль

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МДОУ функционируют  группы комбинированной направленности направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах на детей с тяжелыми нарушениями речи разрабатывается и  реализуется адаптированная  образовательная программа. . Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводитс.

Детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи и задержку психического развития. Дети с ОВЗ посещают группы комбинированной направленности.

В образовательной организации созданы условия для успешного обучения и социализации детей с ОВЗ:

  • разработаны и реализуются индивидуальные адаптированные образовательные программы
  • закуплены необходимые дидактические материалы
  • средства обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью определены в адаптированных образовательных программах, разрабатываемых для каждого обучающегося с ОВЗ
  • педагоги прошли соответствующую курсовую подготовку
  • организовано сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с детьми с ОВЗ
  • коррекционно-развивающая работа планируется в соответствии с рекомендациями ПМПК

Специальные средства обучения и воспитания.

Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательной организации:

1.  Возможность передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, с помощью работника объекта, назначенного приказом руководителя.
2.  Сопровождение лиц, имеющих стойкие нарушения функции зрения, по территории объекта.
3.  Содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него.
4. Оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования.

В образовательной организации имеются кабинеты педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектологоа, музыкальный и физкультурный  залы. Учебные кабинеты оборудованы дидактическим, раздаточным, наглядным материалом, разнообразными средствами обучения, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Кабинет учителя-логопеда. В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми и предназначены: для :  проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, в том числе для лиц с ОВЗ; проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Кабинет педагога-психолога

В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей.

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение. Кабинет педагога-психолога изолирован, расположен на втором этаже в доступном удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это дает возможность оперативно обращаться к психологу, а так же позволяет родителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюдать конфиденциальность встречи. 

Кабинет разбит на зоны:

1.Зона диагностической и коррекционно-развивающей работы предназначена для проведения обследований (в индивидуальной форме) и коррекционно-развивающих занятий (в индивидуальной и подгрупповой форме). Зона оснащена детскими столами и стульями, где могут разместиться воспитанники, магнитной доской. Диагностические и коррекционно-развивающие материалы, необходимые педагогу-психологу для работы, систематизированы по возрасту и  проблематике.

2.Зона игровой терапии, релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Удобный подиум, подборка спокойной музыки, столы с подсветкой для песочной арт-терапии, – все способствует успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения.

 Сенсорная комната. Большое значение для восстановления душевного равновесия ребенка, в том числе с ОВЗ,  имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. В кабинете сосредоточен материал для продуктивной деятельности воспитанников: природный материал, карандаши, краски, цветная бумага, альбомы. Обстановка кабинета помогает детям адаптироваться к условиям работы в кабинете

 Библиотека располагается на третьем этаже, доступность для лиц с ОВЗ может быть обеспечена посредством лифта.. В каждой группе оборудованы книжные уголки, доступные каждому ребенку, в том числе  с ОВЗ и инвалидностью. 

Доступ к объектам спорта  

Имеется физкультурный зал, оснащенный оборудованием и спортивным инвентарём, необходимым для ведения физкультурно-оздоровительной работы. В наличие спортивная площадка. В каждой группе для воспитанников оборудованы физкультурные уголки для занятий подвижными и спортивными играми, профилактики заболеваний.. Доступность в физкультурный зал  для лиц с ОВЗ может быть обеспечена посредством лифта. Специальных технических средств для обучения лиц с ОВЗ нет.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации: 

Доступ в здание образовательной организации не оборудован специальными средствами для лиц с ограниченными возможностями здоровья (пандусами и др.) Проведены мероприятия по частичной адаптации и повышению доступности ДОУ для инвалидов и лиц с ОВЗ: желтой маркировочной лентой обозначена входная группа, размещена тактильная пиктограмма, размещен звуковой маяк, цветовым индикатором обозначены края перил, размещены тактильные контрастные маркировки на дверных ручках. Образовательная организация условно доступна для инвалидов.

Специальные условия питания:

Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г.  в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы , установленные нормативно- технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню.  Организация питания осуществляется согласно контракта с ООО "Комбинат социального питания". Питание осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности. Специально организованное питание в настоящее время не предоставляется.

Специальные условия охраны здоровья: 

Охрана здоровья детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями". В учреждении имеется кабинет врача, процедурный кабинет, изолятор.

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

 Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: В учреждении есть специальные средства обучения: развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития и т.д. Специальные средства обучения могут быть применены для обучения и воспитания для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
 
Возможность обучения на дому и дистанционно – не предусмотрено.
Общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,  – не предусмотрено.
 

Организация работы в МДОУ по обеспечению доступности объекта для инвалидов.

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МДОУ № 94 разработан Паспорт доступности МДОУ

Приказ об утверждении локальных актов.

Локальные акты:

Политика обеспечения условий доступности длдя и нвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также окакзания им при этом необходимой помощи в МДОУ

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых  услуг в сфере   образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (в соответствии с утв.   Приказом   Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N1309)

Должностная инструкция 4. Организация работ по обеспечению архитектурной (физической) доступности  прилегающей территории, здания и помещений МДОУ «Детский сад № 94» и услуг для всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения

Должностная инструкция №5. Инструкция ответственного за организацию приема, сопровождения и обслуживания всех категорий инвалидов и маломобильных групп населения в  МДОУ «Детский сад № 94»   

Должностная инструкция 6 . Инструкция ответственного за организацию разработки и реализации адаптированных общеобразовательных программ (адаптированных основных общеобразовательных программ) и создание в МДОУ «Детский сад № 94» условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение о ситуативной помощи людям с инвалидностью и людям с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №94»

Инструкция для сотрудников муниципального   дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №94» при оказании ситуационной помощи инвалидам различных категорий

Правила этикета  при общении с инвалидами работников ДОУ "Детский сад № 94" 

Программа обучения (инструктажа) персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг МДОУ "Детский сад № 94"

Территория МДОУ "Детский сад № 94" соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных детей и родителей, обеспечен доступ к зданиям и сооружениям.

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ МДОУ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К НЕЙ ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЕТ ПАСПОРТУ ДОСТУПНОСТИ

1 Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте
2 Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям
3 Вход в здание МДОУ имеет безбарьерный въезд, на входе имеется пандус для инвалидов-колясочников
4 Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников. Имеется знак доступности
5 На всех дверях основного здания и внутри имеются маркеры для слабовидящих, в том числе контрастно маркированы дверные проемы
6 Имеются специально оборудованное санитарно-гигиеническое помещение
7 Имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне